Внедрение дуального обучения в производственную практику студентов
Во-первых, при подготовке конкретных специалистов наш техникум может формировать образовательную программу с учетом требований работодателей. Но эти требования должны быть четко сформулированы и не должны противоречить федеральным государственным образовательным стандартам.
Во-вторых, работодателям необходимо принимать участие в организации и проведении производственной практики студентов. В этом случае в обязанности работодателя входит предоставление рабочих мест для проведения производственной практики и обеспечение руководства прохождения практики со стороны предприятия.
Таким образом, решать проблему можно попробовать с помощью дуального обучения – новой модели подготовки кадров, когда теоретические знания студенты техникума приобретают в образовательном учреждении, а практические непосредственно на производственных мероприятиях, на будущем рабочем месте. При такой организации обучения и предприятие, и образовательное учреждение одинаково несут ответственность за качество подготовки специалиста.
С декабря 2017 года наш техникум ведет работу по внедрению элементов дуального обучения на судоремонтном предприятии ООО «Вилючинская верфь».
Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:
- устраняется разрыв между теорией и практикой;
- создается высокая мотивация получения знаний, умений и практического опыта в работе т.к. качество знаний напрямую связанно с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;
- заинтересованность руководителей предприятий в практическом обучении своего работника;
- образовательное учреждение, в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам, в ходе обучения.
Сейчас перед техникумом поставлена задача – внедрить дуальную модель обучения в основные профессиональные образовательные программы. Внедрение элементов дуального обучения невозможно рассматривать без участия работодателей, поэтому выстраивается новый формат взаимоотношений при реализации программ среднего профессионального образования.
В 2018 году наш техникум совместно с социальным партнером ООО «Вилючинская верфь» осуществили первые шаги по внедрению модели дуального обучения в производственную практику при подготовке специалистов среднего звена, когда студент в реальных производственных условиях осваивает некоторые виды деятельности, внутри изучаемой профессии.
Для судостроительного предприятия дуальное обучение – это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям. Появляется возможность отобрать самых лучших студентов, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными, а у студентов появляется мотивация учится не для галочки.
Однако, не смотря на большое количество положительных сторон в дуальном обучении, остается ряд нерешенных вопросов. Но мы верим, что практико – ориентированное обучение приведет к хорошим результатам и в перспективе, совместно с нашими социальными партнерами, мы подготовим квалифицированные рабочие кадры и специалистов среднего звена для судостроительной отрасли.